- Олег Евгеньевич, вокруг решения
каких проблем строилась Ваша депутатская деятельность
в прошедшем году?
-- Как депутат я продвигал и поддерживал
те идеи, которые отвечали запросам моих избирателей.
Ради того, чтобы эти идеи реализовались в различные
программы, социальные проекты, я выстраивал свою депутатскую
деятельность.
За год я получил более полутора тысяч
устных и письменных запросов жителей округа с просьбами
оказать содействие в решении личных и общественно
значимых вопросов, и я счастлив, что большинство просьб
удалось выполнить. Например, в Нагорном районе в связи
со строительством третьего транспортного кольца встал
вопрос о сносе жилых домов и гаражей, о нарушении
покоя жителей, которым мешали грохот и пыль со стройки.
В Чертанове Центральном строительство экспериментальной
ТЭЦ тоже привело к жалобам населения на постоянный
шум. Мы помогли отстоять законные права жителей. Теперь
и шумовой режим в норме, и жилищный вопрос решается
с учетом интересов людей.
Вместе с командой помощников мы содействовали
созданию центра для инвалидов на базе кинотеатра "Ашхабад".
Скоро все залы, лифты, подъездные дорожки там будут
переоборудованы для удобства тех, кто передвигается
на колясках.
Весь год мы настойчиво продвигали
программу "Мой двор, мой подъезд", проводили встречи
с членами правлений Товариществ собственников жилья.
Ведь ТСЖ - это важное звено в проведении жилищно-коммунальной
реформы. В их деятельности не все идет гладко и безболезненно,
есть проблемы законодательного и организационного
порядка. И все же, на мой взгляд, в этом процессе
происходит главное - у граждан просыпается чувство
хозяина, ответственность за свою собственность, настойчивость
в достижении поставленных целей. Вопросы, возникающие
у собственников, я вынес для обсуждения на заседания
комиссий московской Думы, и после этих слушаний были
приняты конкретные меры.
Радует, что все встречи с избирателями
были деловыми и конструктивными. Директора школ, главврачи
поликлиник, представители ЖСК делились своими насущными
проблемами, и я делал все, чтобы максимально исполнить
их наказы - помочь с ремонтом крыш, перевозкой мебели,
доставкой музыкальных инструментов в школы.
Мы исполнили десятки обращений, связанных
с ремонтом подъездов и бесперебойной работой лифтов,
своевременным вывозом мусора. Мы "пробивали" установку
газовых плит для малообеспеченных и пожилых людей,
помогали с выделением льготных путевок в санатории,
оказывали гуманитарную помощь нуждающимся, содействовали
ветеранам и пенсионерам в предоставлении им социальных
льгот.
В октябре вторую годовщину отметил
клуб "Командор квест". Это здорово, что клуб является
настоящим праздником для подростков - праздником общения
и добрых дел, праздником причастности к важным "взрослым"
делам - поддержанию порядка и безопасности на улицах
нашего округа. Поддержка молодежи - одна из важнейших
составляющих всей моей работы. Я каждую неделю веду
в школах округа открытые уроки, и хорошо знаю, что
наши дети талантливы, любознательны и активны. Надо
лишь установить с ними партнерские отношения, знать
их проблемы и уважать их требования.
Хочу высказать искреннюю благодарность
руководителю депутатской приемной на Варшавском шоссе,
116 - Валентине Васильевне Воронцовой, помощникам
Татьяне Васильевне Васильчевой, Сергею Николаевичу
Попову и Татьяне Борисовне Акопян. Они знают жизнь
округа, как никто другой, и помогают мне поддерживать
постоянный контакт с руководителями органов здравоохранения,
образования, ЖКХ, сотрудниками социальных служб, библиотек,
активом общественных организаций, со старшими по домам
и подъездам. Мы тесно связаны и с руководящим звеном
округа, с сотрудниками отделов управ районов и муниципальных
образований. Вместе нам проще отстоять интересы избирателей,
исполнить их пожелания и развить в округе добрые и
полезные начинания. Моя приемная открыта ежедневно,
по средам там ведут бесплатный прием квалифицированные
юристы, консультирующие по российскому и московскому
законодательству. Каждый четверг работаю я сам, и
хочу принести извинения за случавшиеся опоздания.
Думаю, избиратели поймут меня - ведь сильная загруженность
связана как раз с отстаиванием их интересов и решением
их забот "наверху". А сами встречи, безусловно, очень
важны для меня. На них я не только отчитываюсь за
свою депутатскую деятельность, но и "впитываю" интересы
и предложения жителей.
- Очевидно, глубокое знание
проблем избирателей отражается на Вашей работе в Думе?
- Главным показателем своей работы
в Думе я считаю не только количество внесенных законопроектов,
но и их качество, необходимость. Каждый депутат, как
камертон, тонко настроен на своих избирателей. И я
горжусь тем, что московская Дума не разрабатывала
плохих, оторванных от реальности, законов. Все, над
чем я и мои коллеги трудились в течение года - это
реакция на проблемы округа, на изменения внешней среды,
это обобщение запросов двухсот тысяч людей, которые
стоят за мной. Поэтому я голосую за законы не просто
собственными волей и знаниями, а представляю общественные
интересы.
Как член комиссии по организации
работы Думы я занимаюсь подготовкой планов ее работы,
и уже совместно мы решаем, какой вопрос на сегодня
важнее и что предстоит рассматривать в ближайшем будущем,
а что - в перспективе. Я присутствую на каждом заседании
Думы, вникая в законопроекты, участвуя в их "судьбе"
путем разработки, обсуждения или голосования.
В этом году Дума приняла такой важный
документ, как закон об общественных пунктах охраны
порядка, который в настоящий момент находится на подписи
у мэра. Этот закон позволяет каждому из нас принять
участие в деле поддержания собственной безопасности,
активно поддерживать и отчасти координировать деятельность
милиции. Для того, чтобы ОПОПы заработали в полную
силу, вместе с руководством города мы решаем вопросы
их технической и организационной поддержки на уровне
городских и окружных программ.
Московская Дума разработала четыре
экологических законопроекта, в соответствии с которыми
теперь будет учитываться влияние вредных промышленных
выбросов не только на здоровье москвичей, но и на
всю окружающую среду. Рассчитывать действие опасных
компонентов придется не только по отдельности, но
и вместе, когда их риск значительно усиливается. Предел
выбросов для жилых и промышленных зон, на которые
по Генеральному плану развития разделят Москву, будет
разным.
Острейшая проблема - квартирная.
Московские депутаты продолжают работать над решением
этой проблемы, сохраняя привилегии на бесплатное жилье.
По новому варианту жилищного закона половину столичных
новостроек планируется "забронировать" очередникам,
попавшим в списки до 1985 года, и тем, кто был включен
в городские программы - 2003, но так и не получил
квартиру. Другую половину, скорее всего, предоставят
первоочередникам, инвалидам, ветеранам ВОВ и фронтовикам.
Если закон будет принят в том виде, в котором он внесен
мэром, то горожане с 10-летним стажем очереди "на
общих основаниях" и 5-летним "первоочередным", жильцы
коммуналок и общежитий смогут получить субсидии на
строительство или приобретение жилья. Социальная составляющая
жилищной политики для городских властей была и остается
приоритетом, каких бы усилий это ни стоило.
Еще один городской закон разработан
Думой в поддержку молодежи. Закон предусматривает
не только моральную, но и материальную поддержку молодых
семей в рождении детей, оказание содействия в устройстве
на работу и защите трудовых прав, стимулировании занятия
спортом и заботы о собственном здоровье. Партнерские
отношения с молодыми, система последовательных мер
в области молодежной политики - вот основа закона,
который, уверен, станет важной составляющей в достижении
успеха, в продвижении карьеры молодых москвичей.
- Однако зачастую мы предпочитаем
руководствоваться не законами, а поступать так, как
нам самим кажется справедливым...
- Мы живем в такое время, когда закон
все еще не воспринимается как обязательное правило,
как руководство к действию. Многие хотят судить по
совести, по литературному эталону: "Вот приедет барин,
барин нас рассудит". Наша задача - учиться жить по
закону, учиться пользоваться правилами. Признак цивилизованности
и свободы - это как раз зависимость от закона, а не
от чьей-то доброй или злой воли. Часто возникает такая
ситуация - большая семья, маленькая квартира, люди
просят помочь с жильем в обход очереди. Сначала даешь
официальный ответ - по закону это невозможно, закон
жестко регулирует, каким образом продвигается эта
очередь, и механизм изменения этих правил - это механизм
изменения закона. Потом, когда заканчиваются все аргументы,
начинаешь апеллировать к совести. Это очень сложный
спор - по совести или по справедливости, ведь это
разные понятия. Конечно, каждый из нас считает, что
именно его условия - самые тяжелые, ему досталось
в жизни с лихвой. Справедливо, что эти люди улучшат
свои жилищные условия. Но по совести ли? Ведь перед
ними в очереди стоят такие же граждане, также мучаются
и стремятся переехать в новую квартиру. Но надо понимать
- возможности города ограничены. Многие регионы, в
отличие от Москвы, вообще не имеют возможности для
предоставления бесплатного жилья.
- И как, по-вашему, привить обществу
цивилизованную форму отношений?
- В этой ситуации главное понять,
что сейчас пишется много законов, действие которых
не начинается автоматически. Оно наступает после того,
как сам гражданин, который считает, что его права
нарушены, занимает активную позицию. Подключение юристов,
власти, правоохранительных органов не происходит само
по себе. Кажется, что написал заявление - и все сразу
решится в твою пользу, закон будет справедлив и беспристрастен.
На самом деле законодательство развивается так, что
человек должен собирать доказательства в свою защиту
в большинстве случаев сам. Речь идет, в первую очередь,
о гражданских законах - Законе о тишине, например.
В сборе доказательств примет участие участковый -
но его надо проконтролировать: какие именно протоколы
он составил, соответствуют ли они закону, знает ли
он сам досконально все правила. Для этого закон надо
изучить самому. Он достаточно простой. Мы почему-то
боимся этого понятия - закон, представляем его как
что-то многостраничное, сложное, мудреное. А ведь
это - всего 5 страниц текста, где все очень конкретно
написано. Это - правило. Или принятый летом прошлого
года Закон "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства, реконструкции, комплексного
капитального ремонта градостроительных объектов в
г. Москве". Мешает вам стройка за окном - почитайте
закон, у вас есть все возможности устранить неудобства
цивилизованным, "мирным" путем.
Странно было бы, чтобы мы садились
играть в лото или в шахматы, и не знали правил. Когда
возникает спор на игровом поле, мы руководствуемся
не мнением большинства, или мнением старших, мы руководствуемся
правилами. Даже незатейливые детские игры требуют
внимательного ознакомления с инструкцией. Так и в
жизни нам важно научиться относиться к законам как
к правилам. И тогда все станет проще и понятнее, а
количество бытовых конфликтов резко уменьшится, и
не придется обмениваться с шумным соседом взаимными
упреками и оскорблениями.
- Наша цивилизованность, знание
правил - это и укрепление общественной безопасности.
Ведь бытовые ссоры нередко ведут к тяжелым последствиям...
- К сожалению, за последнее время
Москва не стала безопаснее, и в первую очередь потому,
что мы не утруждаем себя чтением правил, а сразу переходим
к самостоятельному выяснению отношений вне правового
поля.
Рост преступлений в Москве происходит
не за счет профессиональной преступности, а за счет
бытовой - огромного количества ссор в семьях, между
соседями и т.д. Статистика показывает, что конфликты
становятся все более жестокими, безжалостными, все
чаще заканчиваются не моральными потерями, а физическими.
Дело доходит до серьезных телесных повреждений, иногда
- до убийств. Когда возникают вопросы о первопричинах
конфликта, оказывается, что это была обычная ссора.
И проблема здесь не только в нашей неоправданной самостоятельности.
Это и агрессия, выплескивающаяся на нас через средства
массовой информации. Добрых фильмов - мало, познавательно-развивающих
программ в эфире - 3 процента, контрпропаганды насилия
нет. Нам насаждают такой стиль жизни, такую манеру
поведения, образцом для которых стал Саша Белый из
"Бригады", а девизам - припев "Тату": "не верь, не
бойся, не проси". Это, извините, за колючей проволокой
такое правило действует, это там выживают поодиночке
или за счет других.
Если я сам, за счет силы, решаю конфликт,
результат получаю тут же. Отобрал телефон у прохожего
на улице, ударил, оскорбил человека - тут же возникает
чувство удовлетворения, собственной силы и значимости.
Ситуация с добрым поведением и благими намерениями
более сложная. И результат ты получишь через время,
и затратить придется массу усилий, знаний, времени
и нервов. По иску в суд, например, решение принимается
далеко не сразу, и создается ощущение, что закон и
доброе дело не так быстры, как беззаконие и самоуправство.
Мы должны выработать в себе внутреннюю требовательность
и нравственную щепетильность. Большинство людей всю
жизнь соблюдает закон и не позволяет себе самоуправства
и нетерпимости к другим. Я прикладываю все усилия,
чтобы продвигать вот такой, "законный", ответственный
стиль жизни.
- Закон на бумаге и закон в действии
- часто разные вещи. Какие-то нормы прописаны, но
не действуют в полную силу по ряду причин...
- Вместе с группой депутатов мы подготовили
проект закона о контрольных функциях Думы. Речь идет
о контроле за исполнением законодательства, Главный
вопрос, на который мы хотим получить ответ - как работает
закон, насколько он эффективен и четко выполняется?
Как им пользуются? Какие проблемы возникают у людей,
которые хотят защититься с помощью этого закона? Ведь
очень часто, разрабатывая правила, депутаты спорят
между собой, привлекая специалистов, и говорят о том,
каким закон будет. Это - спор о предполагаемом будущем.
Если парламент возвращается к закону через полгода-год
и контролирует его, он уже опирается на конкретные
факты, получает возможность для сбора огромного массива
информации, что, в свою очередь, позволяет нам эту
информацию определенным образом употребить.
Юридически закон становится законом
после того, как законопроект утвержден Думой и подписан
мэром. А реально он становится законом тогда, когда
им пользуются граждане. Задача парламентского контроля
- сделать закон работающим, эффективным, полезным,
технологичным. Например, отдельные положения некоторых
законов должны получить развитие в актах правительства.
Будут ли они в одном постановлении или в разных -
не суть важно. Главное, что эти позиции должны быть
урегулированы. Иногда случается и так, что ведомству
невыгодно выполнять закон, информировать о нем граждан.
Поэтому задача законодателя - сделать так, чтобы все
стороны правоотношений читали один и тот же текст
и руководствовались одними и теми же формулировками.
Таким образом, московская Дума не
просто занимает позицию наблюдателя, но и активно
влияет на происходящие события.
- Насколько оправданным и эффективным
Вы считаете участие горожан в поддержании общественной
безопасности?
- Вспомните, самым безопасным город
был после угрозы взрывов. И не только из-за действий
властей. Они противодействовали терроризму, а сократилось
число всех преступлений, вплоть до карманных краж.
Просто преступник почувствовал, что за ним внимательно
смотрят окружающие, он знал, что их сигналы не останутся
без внимания милиции. Милиция находилась в этот момент
не только под контролем собственного руководства -
оно осталось прежним - но и под контролем жителей.
Каждый участковый знал, что если он не отреагирует
на звонок жителя, то звонивший не успокоится и перезвонит
его начальнику. Или депутату.
Сейчас государство начало борьбу
за эффективность работы людей в форме. Давайте поддержим
его своей активной позицией, своей заинтересованностью,
требовательностью. Участие нас самих в обеспечении
собственной безопасности гарантированно приведет к
позитивным переменам. Я уже упоминал разработанный
совместно с единомышленниками-депутатами Закон "Об
общественных пунктах охраны порядка". Он, по сути
- о взаимном уважении, о ценности порядка и спокойствия
жизни, о поддержке органов внутренних дел. По мнению
специалистов, самоорганизация граждан - единственный
способ победить уличную преступность. Скептики ехидно
интересуются - сколько найдете добровольцев? Не сомневаюсь,
что в каждом из 125 районов найдется 50 человек, стремящихся
реализовать свои потребности в общественном признании,
в активной позиции, в стремлении навести порядок.
125 умножьте на 50 - уже получается внушительная цифра,
сопоставимая со всей милицией общественной безопасности
города.
- На Западе техника стоит на
страже безопасности - камеры слежения повсюду, все
просматривается, прослушивается...
- У нас в Южном округе около четырех
тысяч подъездов оборудованы видеокамерами. Конечно,
эти "глаза" отбивают желание проникать в подъезды
с недружественными намерениями и помогают предотвратить
кражи например. Но такие камеры не установишь по всем
темным дворам и переулкам, они не задержат нарушителя,
не помогут жертве. Пока еще человек срабатывает эффективнее
техники. Пусть дружинники безоружны, а в пунктах охраны
собираются не спецназовцы, а активисты-общественники
- их присутствие само по себе отпугивает хулиганов
и успокаивает горожан.
- Через месяц нам предстоят выборы
депутатов муниципальных собраний. Практика оправдывает
существование этого уровня власти?
- Местное самоуправление - это важный
институт представительной власти, первый уровень политического
контроля. Муниципальное Собрание - это своеобразный
мини-парламент, который находится в курсе всех проблем
микрорайона, улицы, дома. Местное самоуправление -
это мы сами, это наше доверие друг другу. Если мы
сможем преодолеть разобщенность, оно состоится, если
нет, то у каждого будет личное коммунальное хозяйство,
частная безопасность, а общественные институты постепенно
сойдут на нет. Надеюсь, что этого не произойдет, и
мы научимся как сообщество управлять властью и контролировать
ее. Задача жителей округа - поддержать становление
представительной власти на уровне района, а задача
депутата муниципального Собрания - конструктивной
и ответственной работой доказать свою состоятельность.
Это значит - профессионально решать спорные ситуации,
уметь четко ориентироваться в правовом поле и продвигать
различные социальные программы.
Важность избрания порядочных и активных
людей в этот депутатский корпус велика. С их приходом
на территории наших районов: Чертаново Северное, Чертаново
Центральное и Нагорного района - будет действовать
сплоченная, сильная команда людей, представляющих
интересы жителей: депутат Госдумы, депутат московской
Думы, депутаты муниципальных Собраний.
Районные депутаты набирают реальный
вес, и сейчас уже видно, что каждое муниципальное
Собрание - от 10 до 12 подготовленных людей - способновлиять
на ситуацию, принципиально решать важные вопросы,
контролировать работу чиновников. Ведь кто такой районный
депутат? Очень часто это директор школы, врач, местный
активист, работник РЭУ, который в результате своей
собственной, профессиональной деятельности завоевал
авторитет у жителей. Для депутата очень важно умение
находить компромиссы, действовать в защиту интересов
своих избирателей и совмещать их с интересами района
и города. Бывает, что они вступают в конфликт. Так,
городу надо развиваться, расширять инженерные коммуникации.
Для конкретных семей это значит, что будет шуметь
экскаватор под окнами, будут разрыты канавы. Все это
- и угроза, и неудобство для жителей. В данном случае
задача местной власти - минимизировать конфликт. Ведь
все очень просто - нужно контролировать организации,
которые выполняют строительные работы, чтобы эти канавы
разрывались ненадолго, были оборудованы по всем правилам
техники безопасности и не стали непреодолимым препятствием
для наших детей, стариков и инвалидов. Это - работа
депутата. Жители, в свою очередь, доверием, уважением,
партнерским подходом подкрепляют авторитет депутата.
Если чиновник или бизнесмен знает, что за депутатом
стоит реальное мнение тысяч людей, он всегда к нему
прислушается. А это - прямой путь к конструктивному
решению любых проблем.
Все районные депутаты, которые сейчас
переизбираются, в первую очередь будут давать себе
внутренний отчет - что я сделал за 4 года, как реализовался,
был ли нужен. Внешней оценкой работы как раз и будет
поддержка жителей. Это и есть контроль самого депутата
- насколько эффективной была его деятельность, столько
жителей за него и проголосует.
- Значит, одна из задач районных
депутатов - сделать более тесной связь органов власти
и населения?
- Безусловно. И не просто более тесной,
но и более эффективной. Вот пример. На встречах мои
избиратели часто спрашивают о перегоревших лампочках
в подъездах, о грязных стенах, протекающих крышах.
Многие искренне уверены, что я для того и избирался,
чтобы досконально знать об этом. Конечно, нельзя отследить
все места, где есть недоделки, поэтому очень важно
владеть этой информацией. Но во всем нужен системный
подход, и работа депутата будет гораздо эффективнее,
если речь пойдет не о каждом конкретном случае, а
об отношении жилищной конторы к своей работе в целом.
Тогда можно будет провести комплексную оценку: если
старая проводка - вопрос к электрику, если в течение
многих лет жители просят ввернуть эту лампочку, а
этого не делается принципиально - вопрос депутатский.
- Каковы, на Ваш взгляд, политические
задачи нового года?
- Их много, но главное, на мой взгляд
- это поддержание курса на взаимодействие власти и
населения, на формирование гражданского общества и
воспитание социально заинтересованных, неравнодушных
людей. Голосовать за районных депутатов приходят 25-30%
населения - в основном, это наши активисты. Как правило,
это люди пожилого возраста, которые взаимодействуют
со своими районными депутатами, знают их. На выборы
же Президента приходят голосовать 60-70 % наших жителей.
Получается, что половина избирателей никогда не сталкивалась
с работой районной власти и не понимает всей важности
выборов местного самоуправления. Возможно, то, что
люди не обращаются к местной власти, говорит о том,
что у них нет проблем. Или же они не верят этой власти.
Но именно сейчас представляется хорошая возможность
изменить порядок вещей и выбрать тех людей, к которым
есть доверие.
Задача всех активных людей наших
трех районов - рассказать о той важной роли, о тех
функциях, которые выполняют местные депутаты. А нам
всем - помнить о том, что принимать верные решения
для развития микрорайона и округа депутаты могут,
лишь опираясь на нашу заинтересованную позицию. В
отрыве друг от друга мы будем как лебедь, рак и щука.
Вместе - как единая и сильная команда.
Беседу вела
А. Белокрыльцева
|